Блог Просто человек

Эффект Kodak

Это компания много лет была №1 в мире на рынке любительского фото. Я сам в 90-е продавал их фотоплёнку сотнями и тысячами штук. И вдруг пришла «цифра»!


Что случилось с Kodak?


Они проигнорировали тот факт, что рынок фотоплёнки умрёт и на сцену выйдут цифровые фотоаппараты. И потеряли рынок. Перестали быть №1. Причём упали на самое дно.

Пикантность ситуации заключается в том, что именно в Kodak изобрели цифровой фотоаппарат (поправьте меня, если это не так).


У них в руках был настоящий алмаз, который в обычной жизни выглядит как грязный тусклый камушек и совсем не выглядит как бриллиант. А его забросили в ящик стола. И потеряли всё, что можно потерять.


Почему так произошло?


Ведь во главе компании стояли люди, которые умнее нас с вами в 100 раз. Почему же они пропустили момент? Да ещё имея в руках изобретение для будущего рынка.


Ну хорошо, пропустили начальный момент, а когда рынок фотоплёнки трещал по швам, почему быстро не спохватились?


Моя версия — самоуспокоенность.


Это главный враг любого бизнеса, особенно успешного.


Надо атаковать самих себя всё время, чтобы оставаться лидером.


Надо искать у себя слабые места, а они есть даже у лидеров.


Надо учиться с благодарностью принимать критику, хотя это трудно.


Надо переставать вариться в собственном соку и получать экспертный взгляд со стороны эксперта, даже если он стоит денег.


Надо избегать попадания в эти ловушки «Кажется я всё понял» и «Я всё и так знаю».

Надо убирать психологический барьер «Деньги есть, но за стратегию платить не буду».

Надо учиться совершенно новому, например, как получать неочевидные стратегические решения, которые увеличат долю рынка.


Надо расширять привычные границы, а это больно и не хочется.


Сейчас, почти все рынки трещат по швам. Многие рынки переформатируются. Многие рынки не будут прежними. Доли рынков перераспределятся. Кто-то потеряет свою долю рынка, кто-то увеличит её.


И вот парадокс.


Почти все компании отложили разработку стратегических проектов на потом. Почему?

Вот это вызывает удивление.


Ведь именно сейчас ими и надо заниматься, стратегическими проектами. Сейчас, а не потом.


Да, стратегия — это недешёвое удовольствие. Вместе с этим вложения в стратегию должны многократно окупиться за счёт роста доли рынка. И если сделать всё правильно, доля рынка будет увеличиваться ежегодно.


В конечном счёте можно хоть миллиард вложить, если обратно получишь два. Неважно сколько стоит разработка стратегии, важно чтобы она окупалась.


И важно с кем её делать. Нужен хороший опыт, подтверждённый % прироста.

Где брать деньги?


У многих прибыли сейчас нет. Но делать стратегию из операционной прибыли и не нужно. Это ещё один барьер. В разработку стратегии надо направлять ранее накопленный капитал. Как вариант — избавиться от неликвидного актива: магазина, станка, недвижимости...


Конечно, если совсем нет возможности, тогда будь как будет. Но часто бывает так, что возможность на самом деле есть, но мозг её блокирует.


Ещё частое заблуждение.


Предприниматель думает, что стратегия у него есть. А на самом деле её нет. Или она с серьёзными упущениями.


Я рад, что нашим клиентам не надо менять стратегии из-за кризиса, которые мы разработали раньше.


И вообще, какая это стратегия, если её надо менять из-за чего-нибудь, пусть даже из-за кризиса. Менять надо тактику. Стратегия, если она разработана правильно, не меняется. И когда предприниматель говорит: «Мы поменяли стратегию», то скорей всего это была не стратегия. В лучшем случае это был тактический план.


Поэтому у меня стойкое ощущение, что сейчас многие компании могут испытать эффект Kodak.


Потому что заняли выжидательную позицию, «так безопасней».


Но действовать то разумнее именно сейчас. Используя инструменты стратегического маркетинга, которым не может помешать неопределённость. И те, кто это понимает — получит сильное стратегическое конкурентное преимущество, ведь многие сейчас на «стопе».


Наткнулся сегодня на цитату:


«Если раньше сильные поедали слабых, то сейчас быстрые обгонят медленных».


Согласны?